Провода на самолетах эксплуатируются в условиях повышенной вибрации и тряски. Это обязывает применять специальные виды проводов. Как правило, в них содержатся медные жилы, свитые из нескольких тонких проволок и защищенные эластичной или наоборот плотной изоляцией. Дополнительно могут содержать экран для сигнальных линий и броню.

Виды бортовых проводов
В самолетах используется много разных типов линий. В их числе обязательно есть сигнальные, работающие на высоких частотах для передачи данных от чувствительной аппаратуры и сенсоров, силовые для питания различных агрегатов, например, топливных насосов. Есть низковольтные линии до 250 В и контура с высоким напряжениями до 600 В. Кабеля могут приспособлены для работы на низких и высоких частотах до 10 кГц. На бортах применяют следующие виды кабелей:
- МП и МПЭ – провода для межблочных соединений;
- БИФ, БИФЭ, БИФМ и другие их модификации – применяют для прокладки линий питания компонентов бортовой электроники до 250 В с возможной частотой до 6 кГц;
- МГТФ, МГТФЭ – провода для применения в местах с высокими температурами возле силовых установок. Используют для подключения датчиков и прочего оборудования с питанием до 250 В с частотой до 6 кГц;
- БПДОЭ и БПДО – электромонтажный тип провода, имеющий двойную изоляцию и предназначен для подключения оборудования до 600 В.
Сигнальные кабели вместе, группами или индивидуально экранируются медной оплеткой, алюмополимерной или алюмолавсановой лентой. При выполнении монтажа этот слой нужно соединять с корпусом устройств или специальными экранирующими компонентами оборудования, так как в этой среде присутствует много внешних помех, способных навредить качеству передаваемого сигнала.

Способы монтажа бортовых проводов
Прокладка кабеля в самолетах выполняется под декоративной обшивкой свободно по трассам или в гофрах в зависимости от количества линий в жгуте, типов проводов и особенностей эксплуатации в конкретной зоне. Так как все провода на самолетах эксплуатируются в условиях повышенной вибрации, а прокладка ведется через элемента каркаса, то для предотвращения перетирания используют гофру. Она прокладывается между распределительными коробками и подводится ко всем компонентам в составе авиационного оборудования.
Важно. Для электрификации воздушных судов нужно применять кабели в негорючей изоляции, а прокладывать их в пожаростойких гофрах или коробах, так как именно проводка может стать причиной возникновения пожара.
При выполнении монтажа бортовых кабеле необходимо соблюдать:
- Свободную укладку. Нельзя, чтобы кабели натягивались. Они должны быть уложены свободно, чтобы можно было проводить ремонт или диагностику в случае поломки.
- Надежное контактное соединение. Многопроволочные провода должны быть залужен или укомплектованы гильзами, чтобы нельзя было случайно передавить его.
- При затяжке винтов в клеммниках нужно выдерживать оптимальный крутящий момент. Для этого существует специальная отвертка с индикатором крутящего момента, так как резьбовая часть очень мала всего несколько витков, которую можно легко повредить, приложив чуть больше усилия.
- Для обеспечения целостности контактных соединений концы проводов следует укладывать свободно, обеспечивая возможность компенсационной вибрации.
- Все места скрутки и спайки проводов нужно изолировать термоусадочными кембриками и иными плотными герметизирующими материалами.
В авиационной технике применяют вибростойкие разъемы, а провода в них соединяются при помощи винтов или пайки. Последняя применяется в меньшей степени, так как существуют сложности ремонта в полете. Выполнить механическое соединение при помощи винта проще. Для этого необходимо оголить изоляцию провода на достаточное расстояние от края для надежного соединения. Многопроволочные провода обжимают гильзами.