Электричество на морских судах неотъемлемая часть конструкции, охватывающая всю поверхность, от машинного отделения внизу до капитанского мостика. При монтаже важно учитывать не только технические параметры помещений и материалы стен, а еще внешние силы – погода, физическая нагрузка, влажность и экстремальные условия. На судах используются разные марки кабелей в зависимости от назначения и места расположения.
Технические особенности
На суда следует монтировать кабели, способные выдерживать сильные механические нагрузки, повреждения и высокую температуру до 65 градусов:
- прочными жилами из тонких проводов в несколько рядов;
- изоляция из синтетической или натуральной резины;
- защитной свинцовой / хлопковой / резиновой оболочкой.
Медная оплетка – дополнительный защитный элемент, идет поверх резиновой оболочки и дает дополнительную защиту от внешних сил и радиопомех. Сила напряжения в системе должна соответствовать общим стандартам: переменный ток – 700В, постоянный ток – 1000В.
Популярные марки кабелей
Для монтажа электросистемы используются разные марки кабелей, что от технических особенностей:
- КНР, КНРЭ, СРМ – используются для неподвижной прокладки;
- РШМ – на внутренних помещениях корабля;
- НРШМ – открытых местах (палуба, например);
- КНРТ, КНРТМ – проводят слабый ток;
- КНРТЭ, КНРЭТ – экранированным;
- РМ, РГМ – установки распределительных устройств.
В аббревиатуре скрыты основные характеристики – тип материала, назначение и физические свойства.

Подготовительные работы
Современные корабли как огромные электроприборы, все системы там работают на электричестве, что требует установки мощной сети с множеством сечений кабелей. Для этого нужна значительная площадь прокладки при ограниченном времени монтажа. Эффективнее действует многорядная пучковая модель с подвесками – плотными кассетами, закрепляющими пучки. Тогда прокладка идет вдоль трассы кабелей одна, без бухтовки в своих промежутках и ускорит крепление. Кассеты подгоняются по размерам, объему и диаметру самих пучков. Например, кассета с «П» образным корпусом, 2 лапками и подвижным замком, что будет двигаться свободно по корпусу.

При прокладке еще удобно задействовать перфорированные панели, мобильные скобы – мосты и обычные скобы. Использование уплотнительных коробок или специальных сальников обеспечивает уплотнение кабелей на местах проведения через стенки водонепроницаемых переборок.

Этапы проведения
Монтаж кабелей включает несколько этапов, которые проходят поочередно:
1 этап | Планирование и составление проекта с определением общих требований к материалам. Проведение расчетов, разработка плана будущих работ. Учитывается размер судна и его технические параметры |
2 этап | Подготовка и безопасность. Проведение инспекции, сбор информации с последующим анализом, подготовка инструментов и оборудования. Принятие ряда защитных мер для персонала в процессе монтажа |
3 этап | Установка оборудования и подключение – прокладка кабелей в рамках плана, закрепление и подключение готовых систем к питанию. |
4 этап | Проверка электросистемы в целом и проведение испытаний с оценкой работы. Проверка соединение, измерение параметров и степени нагрузки. Выявление дефектов и последующее устранение. Завершается финальным испытанием с подведением итогов |
5 этап | Отчетность – монтаж сопровождался ведением документации, на основании которой будет составлен итоговый отчет. Понадобятся технические документы, журнал монтажа, паспорта на оборудование и прочие бумаги. |
Эксплуатационные особенности
Надежный показатель качества при этом – температурная устойчивость при диапазоне -45 зимой и +40 летом с кратковременными перепадами в ту или другую сторону. Если температура держится -15, монтажные работы возможны без нагрева. Прокладывая кабели, в сложных местах надо следить, чтобы охват изгиба составлял минимум х3 к диаметру конца кабеля. При неподвижной прокладке – х5 наружных диаметров.
Судовые кабели устойчивы против влажности – стабильно работают при 100% значении и жаре +35, способны выдержать высокие вибрации, сильные удары, воздействие морской воды, смазочных масел и дизельного топлива, еще слабо горят.