В конструкциях морских платформ, морских судах и береговых линиях используются особенно прочные кабельные линии. От стандартных их отличает повышенная герметичность, способность выдерживать колоссальное гидростатическое и радиальное давление, а еще работать в условиях высокой влажности.

Судовой кабель – определение
Судовой (речной / морской) кабель – тип электрического проводника, способного передавать напряжение в 35 кВ по распределительным сетям внутри судов, прибрежной территории и морском транспорте. Может использоваться в элементах контроля, системе управления или сигнализации.
Структура кабеля включает элементы:
- токопроводящая жила (основа);
- резиновая изоляция (защита);
- внутренняя оболочка;
- защитная пленка (экран);
- наружная оболочка (внешняя).

Служит связующим звеном для стационарной или подвижной прокладки в судах, без ограничений по регионам плавания, на осветительных и плавающих конструкциях.
Классификация кабелей
Судовой (морской) кабель классифицируется по разным признакам:
Категории | Разновидности |
---|---|
Климатическое исполнение | Макроклиматические регионы – море или суша кроме районов с очень низкими температурами |
ОМ – регионы с умеренным или тропическим климатом и суда, плавающие везде | |
Т – на климат сухой / влажный, характерный для тропиков | |
Конструкция | С ленточной стальной броней |
Общий экран | |
Экран на жилах | |
Назначение | Комбинированные |
Управление, контроль | |
Связь | |
Силовые | |
Номинальное напряжение (Ватт) | Работают для постоянного тока – 1500 – 1200 – 1000 – 700 – 500 |
Переменного тока 6000 – 1000 – 690 – 400 – 380 – 250 | |
Материал изоляции | Флотопласт |
Полиэтилен | |
Резина | |
Поливинилхлоридный пластикат |

Отличительные характеристики
Современные кабели обладают улучшенными параметрами прочности и ярким примером может служить СПОВнг – HF. Характеризуется повышенной устойчивостью против воздействия соленой воды и другими преимуществами:
- очень прочный;
- гибкий, легко монтировать;
- способен противостоять химическим веществам и вибрациям;
- выдерживает высокие температуры.
Таких кабелей очень много, по типу сердечника бывают одно / многопроволочными, модели с экраном или без специальной защиты, по предназначению – контрольные, моторные или коммуникационные. Между собой не склеиваются в общую длину, что гарантирует простую зачистку внутренних элементов перед подключением. СПОВнг – HF весит немного и по диаметру невелик, благодаря чему такой кабель легко прокладывать в маленьких пространствах под стенкой судна.

Сферы применения кабелей
Ориентируясь по названию, судовой кабель часто используется как часть электрической / коммуникационной системы на:
- осветительных сетях наземных;
- морских / речных судах;
- судах универсалах;
- береговых / плавучих сооружениях;
- сетях управления;
- прокладки под водой.
Кабель сохраняет рабочие характеристики при разнице температур с -45 мороза до +40 жары и если в воздухе меньше -15, то разрешено прокладывать кабель, не нагревая заранее.
При монтаже важно следить за радиусом изгиба, сохраняя х3 от наружного диаметра. Если же прокладка неподвижная, то радиус минимум х5. Полезная особенность таких кабелей – устойчивы против влажности, могут работать даже при 100% уровне влажности, т.е. под водой и температуре -35. Еще выдерживать серьезные ударные или вибрационные нагрузки, морскую воду, смазочные масла и попадание дизельного топлива, еще не горят.
Популярные марки
КНР способны выдерживать 1,96 Мпа гидростатического давления и постоянное воздействие морской воды, огнеупорны, не давая распространиться огню при возгорании.
Характеристика:
- прослужат гарантировано – 5 лет;
- рабочая температура -40 / +45;
- влажность 100%;
- длительность эксплуатации (общая) 25 лет;
- максимальная температура для жил кабеля в процессе работы +65.
Уровень сопротивления изоляции наружной 100 Мом/км.

МРШМ – можно использовать при 380 В переменном напряжении / 500 В постоянном. Обеспечивает систему гибкого токоперехода и могут выдержать множественные изгибы и закручивание на прокладке. Устойчивы против вибраций, механических ударов одиночных, акустического шума, плесени, солнечного излучения, пыли и инея. Часто прокладывают на палубах судов или внутри машинного отделения.
Характеристика:
- выдерживают максимальную влажность 98% при жаре -35;
- можно монтировать в мороз -20;
- работают стабильно при +65;
- радиус на монтажный изгиб х8;
- гарантийный срок общий 15 лет.
Сопротивляемость изоляции как у КНР 100 Мом / км.
