Авиационный кабель – часть электросети на самолетах и иных воздушных судах, обеспечивает проводимость тока и соответственно, работу всех систем. Ради сохранения безопасности и устойчивой функциональности, кабели должны соответствовать высоким требованиям качества.

Разновидности авиационных кабелей
Существуют разные типы кабелей, используемых в авиации, каждый используется в своей области:
Аббревиатура | Характеристики |
БПВЛ | основе лежит плотно скрученная жила с луженой проволоки, изолированная ПВХ слоем снаружи. Оплетка – ХБ плотная пряжа, пропитанная антисептиком и несколько нитей. Есть белые, голубые, желтые и красные провода. Часть стационарной электросети самолета, подсоединяется к авиационной технике. Выдерживает температурные изменения, высокую влажность и биологические воздействия, высокопрочная |
БПГРЛ | стоит дороже предыдущего, сверхгибкий, устойчив против разных испарений, используется на самолетах с риском возникновения деформаций внутреннего жгута. Если взять провод менее качественный, тогда при экстремальной ситуации электропроводка может не выдержать давления и спровоцирует аварию. Отвечает за питание штурвала в кабине летчика и рулевой области |
ПТЛ – 250 | устойчив к резким температурным изменениям, работает стабильно в мороз и жару, устанавливается на местах самолета, где наблюдается смена градусов, включая экстремальные значения – двигатель, генератор и пр. |
БИФ | есть разных модификаций, отличающихся способностью выдерживать -60 / +200 разницу температур и напряжение 250В / 350 В переменного / постоянного тока соответственно при 0,67 кПа атмосферном давлении. Мало восприимчив к ударным или линейным нагрузкам, не истирается длительное время, выдерживает 10 000 х2 ход иглы. В среднем служит после установки 15 лет. |
БИФЭ | улучшенная модификация БИФ, оснащенная защитным экраном БрХЦрК – посеребренной проволоки. Такие жилы способны выдерживать серьезные нагрузки и прочнее медных. БИФЭЗ – как БИФЭ, только с дополнительной защитой снаружи |
БИФ-Н | в основе медная никелированная прочная проволока, покрытая снаружи полиимиднофторопластовой изоляцией |
Кроме основных групп есть дополнительные, отличаются материалом изоляции и типом проводников как БИФ-Н.

Как выбрать подходящий кабель
Для самолета не подойдет проводка с ПВХ стандартной изоляцией, на что есть ряд причин:
- Плохо переносит температурные колебания, обычные при перелетах. Трескается в мороз, не выдерживая сильной вибрации, утрачивает гибкость.
- Пусть ПВХ не горит, зато при воспламенении способна выделять ядовитые соединения в воздух.
- Провода с ПВХ большого диаметра и весят прилично, такие трудно монтировать в самолет, поэтому заменяются другими.
Несколько рекомендаций помогут выбрать подходящий авиационный кабель, отвечающий требованиям качества:
- Устойчивый к значительным температурным изменениям, физическому воздействию, внешней среде и другим переменам, что бывают в полете.
- Достаточно гибкий с дополнительной защитой, позволяя сгибать его различным образом, прокладывая в узких и сложных местах. Давая уверенность сохранности после многократных сгибаний без повреждения оболочки и поломки с целыми жилами.
- Соответствует проектной частоте и уровню напряжения электротока, не с большей / меньше пропускной способностью.
- Способный выдержав неблагоприятные факторы – открытое пламя, высокая влажность, сильный ветер – оставаться функциональным и работать стабильно.
- Диаметром небольшим 0,25 – 0,68 мм2, такие провода легкие, удобно возить и монтировать.
Экономия в прокладке электросети внутри самолета не уместна, лучше заплатить больше за качество, заодно обеспечивая безопасность на будущее и стабильную работу. В полете бывают сильные вибрации, наверху снижается температура и атмосферное давление, могут быть физические воздействия, скапливается конденсат, иней, соляной туман или роса. Еще биологически устойчивы против воздействия масел, на поверхности со временем не появятся патогенные микроорганизмы как плесень. Провода должны стойко выдерживать негативные явления множество раз, не распространяя при возгорании ядовитых веществ.
